Бытует мнение, что Фентези является косным жанром с заранее заданными параметрами.
Я же вижу в этом жанре абсолютно неисчерпаемые возможности.
но для начала попытаемся ответить на вопрос, а зачем вообще нужна литература.
Для чего нам повести о вымышленных людях и событиях?
Для себя я определила, что поэзия и проза, которая в чистом своем виде является развертыванием поэтического образа, не что иное, как один из способов познания мира и себя. Обращаясь к литературе, творя стихотворные строки в порыве вдохновения, мы получаем ( или получаем шанс получить ) весьма точную информацию об этом мире и о самих себе, да и обо всем, о чем вопрошаем. Посредствам поэзии, спонтанного вдохновения или долго приготовляемого творческого акта, мы можем получить такие знания, о котором не дерзал и мечтать.
По свидетельствам Карлоса Кастанеды, Хуан Матус утверждал, что поэты это спонтанные маги. Что в первых строках их стихотворных творений содержится великая сила, которая, правда, потом ослабляется.
Мне же хочется всвязи со всем выше сказанным, привести строки из романа Куваева "Территории".
К слову, роман этот в высшей степени фентезиен и по сути является развернутой формой поэтического образа Север Строя.
Так вот, один из героев произносит удивительную фразу о том, что ежели кто хочет написать диссертацию, научную работу, если действительно хочет совершить открытие, то ему не следует писать работу по данной проблеме, ему следует писать работу о том, как устроено мироздание вообще.
Редко удается встретить столь красивую фразу как у Куваева. К сожалению, не могу сейчас ее дословно процитировать.
Итак, чтобы понять частность, следует замахнуться на целое. Масштаб замаха определяет успех отдельного изыскания. Словом, не мелочись.
Именно фентези позволяет художнику, поэту столь дерзко размахнуться.
Фентези позволяет дотянуться до звезд и бездн, а главное до скрытых мотивов и уверток существования, до которых средствами прочих жанров сделать это было бы очень трудно.
И хотя великие мастера, такие как например Анатолий Иванов ("Вечный зов") и вышеупомянутый Куваев конечно же могли обходить эти ограничения и творить прозу откровения средствами соцреализма, для чего им приходилось развивать свой творческий дар до величайших высот, однако... Однако им так же приходилось ограничивать себя, дабы не нарушить единство жанра и не лишить произведение поэтической стройности и красоты. А так же оставаться понятными современникам.
Появившиеся миру фентези снимет эти противоречия без ущерба, открывая невиданные возможности для познания.
Лишь от внутренней силы и решимости (дерзания) современных поэтов магов будет зависеть насколько этот замечательный ресурс будет освоен в современном мире и масштабность совершенных открытий.
Я же вижу в этом жанре абсолютно неисчерпаемые возможности.
но для начала попытаемся ответить на вопрос, а зачем вообще нужна литература.
Для чего нам повести о вымышленных людях и событиях?
Для себя я определила, что поэзия и проза, которая в чистом своем виде является развертыванием поэтического образа, не что иное, как один из способов познания мира и себя. Обращаясь к литературе, творя стихотворные строки в порыве вдохновения, мы получаем ( или получаем шанс получить ) весьма точную информацию об этом мире и о самих себе, да и обо всем, о чем вопрошаем. Посредствам поэзии, спонтанного вдохновения или долго приготовляемого творческого акта, мы можем получить такие знания, о котором не дерзал и мечтать.
По свидетельствам Карлоса Кастанеды, Хуан Матус утверждал, что поэты это спонтанные маги. Что в первых строках их стихотворных творений содержится великая сила, которая, правда, потом ослабляется.
Мне же хочется всвязи со всем выше сказанным, привести строки из романа Куваева "Территории".
К слову, роман этот в высшей степени фентезиен и по сути является развернутой формой поэтического образа Север Строя.
Так вот, один из героев произносит удивительную фразу о том, что ежели кто хочет написать диссертацию, научную работу, если действительно хочет совершить открытие, то ему не следует писать работу по данной проблеме, ему следует писать работу о том, как устроено мироздание вообще.
Редко удается встретить столь красивую фразу как у Куваева. К сожалению, не могу сейчас ее дословно процитировать.
Итак, чтобы понять частность, следует замахнуться на целое. Масштаб замаха определяет успех отдельного изыскания. Словом, не мелочись.
Именно фентези позволяет художнику, поэту столь дерзко размахнуться.
Фентези позволяет дотянуться до звезд и бездн, а главное до скрытых мотивов и уверток существования, до которых средствами прочих жанров сделать это было бы очень трудно.
И хотя великие мастера, такие как например Анатолий Иванов ("Вечный зов") и вышеупомянутый Куваев конечно же могли обходить эти ограничения и творить прозу откровения средствами соцреализма, для чего им приходилось развивать свой творческий дар до величайших высот, однако... Однако им так же приходилось ограничивать себя, дабы не нарушить единство жанра и не лишить произведение поэтической стройности и красоты. А так же оставаться понятными современникам.
Появившиеся миру фентези снимет эти противоречия без ущерба, открывая невиданные возможности для познания.
Лишь от внутренней силы и решимости (дерзания) современных поэтов магов будет зависеть насколько этот замечательный ресурс будет освоен в современном мире и масштабность совершенных открытий.
С Кастанедой я только в одном не согласна: что вся сила только в первых строках, а потом она слабеет. Сила может быть где угодно - и в начале, и в конце и в середине, и по отдельности и вместе. Наоборот, есть авторы, которые только к определенному моменту раскачиваются.
Если вдруг не читали еще, очень рекомендую прочитать Нобелевскую лекцию Бродского. Очень созвучно, хотя все же о другом.
Фэнтези воистину магический жанр. И создавая фэнтези, я вдруг поняла, что в нем не страшно использовать шаблоны. В реализме шаблон виден неприкрыто, и потому плох, в фэнтези под красками жанра он становится чем-то вроде каркаса, который есть, но не режет глаза и чувства.
По повода поэзии...
А что если те самые сильные строчки что не в начале и есть самые первые?
Это как на барабане.
Бывает, что второй удар это первый.
Да, я помню ваше «Солнечное дно»
Золотые слова. Если знаешь, что сказать, то начать легко, а закончить трудно. Хотя концовка обычно уже сложилась, непросто дойти до нее, не расплескав идею и не поддавшись эмоциональному многословию. Чтоб было "внятно и пригоже".