Мне предстояли расстаться с кришнаитами.
Жизнь безапелляционно тянула в другую сторону, хотя сама я этого тогда не очень понимала. Я не знала, как к этому относиться и решила просто расслабиться и, так сказать, отпустить мозги.
Этот непростой период моей жизни застал меня Одессе.
То есть несколько спокойных месяцев
Это был отдых перед "глобальными" изменениями.

1.
В Одессе поражали некоторые вещи.
Люди не ели ягоды с шелковичных деревьев, эти ягоды, белые, розовые, фиолетовые, просто висели себе на деревьях. И всё! Как можно было просто идти мимо и не есть их?
Я предложила одной девушке, с которой тогда сильно дружила, не тащиться на Привоз, а просто поесть ягод, которые росли прямо тут же, но в ответ получила странный взгляд. На Привоз мы всё же пошли, куда бы мы делись, потому что её мама заказала нам продукты. Но ягод я тоже поела, правда, кажется, с земли.
Следующим удивлением было рукописное объявление на трамвайной остановке: "Нас всех уволили, езжайте бесплатно, счастливого пути!" Мне объяснили, что это развесёлое послание народу было от одесских кондукторов. Их уволили, чтобы не платить зарплату. А людям разрешили ездить в трамваях бесплатно.
Мы стояли на трамвайной остановке на солнцепёке и ждали трамвая, набились туда как сельди, хотя сто раз бы дошли за это время пешком. Я настаивала, чтобы хотя бы обратно двинуть своим ходом, не мудохаясь в трамвае. Обещала, что в легкую донесу все сумки. Но и обратно мы ехали на трамвае.
Потом её мама покормила нас обедом и мы пошли проведать "друга" Ванги ( это ненастоящее имя девушки, с которой я сильно дружила и которая была старше меня лет не семь).
Потом эта девушка подарила мне брошюру "как стать ведьмой". Таких много выходило в первой половине девяностых. Я в ней ничего не понимала.
"Другу" было сорок пять, когда-то он занимался физикой, а сейчас пил и помирал от рака. Наверное, это был значимый человек в жизни Ванги, потому что она пыталась с ним возиться. Мы принесли ему термос с заверенным в нем корнем аира. Считалось, что аир, подобно Жень шеню, обладает общеукрепляющим свойством, и поможет Володьке протянуть подольше.
Володька обиженно заявил, что ждал аира три дня назад, и что Ванга эгоистка. Она надулась.
А потом он дал мне книгу, попросил прочитать и сказать, что я о ней думаю (да, да, прямо как в фильме "Пес Призрак"). Владимир Орлов "Альтист Данилов".
Меня поразило, насколько точно она отражала место и время. Это было советское фентези. Про демона по фамилии Данилов, который жил в Москве, в Останкино, рядом с теле башней и был "прикреплён" к домовым. События происходили в начале семидесятых. Это была на удивление атмосферная книжка. А дал мне её одессит.
Я рассказала о своих впечатлениях Володе, и он тогда книжку мне подарил, и сказал, что однажды я пойму зачем.
И дал мне почитать другую книжку. Какого то эстонского автора, где тот, кажется, описывал своё дореволюционное детство. Про эстонских хуторских подростков.
Читать её мне было скучно.
Володя же за своего эстонца сильно обижался. Пересказывал мне наиболее забавные, на его взгляд, эпизоды, стараясь вызвать у меня улыбку. Глухо. Я упёрлась: про эстонцев скучно, про хутор скучно, про детей с этого хутора -- тем более! Что вообще интересного в детях? Сама недавно была ребёнком -- ничего хорошего. А тут ещё читать об этом! и в Эстонии этой я пару раз была. Тоже ничего хорошего. Постоянный холодноватый ветерок, от которого с ума сойти можно.
Володька вздохнул и книжку не подарил. Сказал, что я дура пока, но однажды всё пойму.
Лариса утверждала, что этот Володька что-то вроде колдуна, хотя и учёный. И что он её тоже немного магии научил, а до остального она дошла сама.
"Альтиста Данилова" я увезла в Москву и несколько раз перечитывала. Потом у меня появился ещё и "Аптекарь" того же автора. По сути, я первая часть моего рассказа "Девочки и книга" это очень большая отсылка к "Альтисту". Я даже подумывала ввести (если напишу продолжение) в повествование Орловского профессора Деревенько в качестве второстепенного героя.
И книга про мелких эстонцев тоже пригодилась, когда приходилось описывать отношения между подростками.
Миадзаки плюс эстонцы -- получился пирожок.

2.
О Лавансере.

Трамвай тихо катил тенистыми одесскими улочками. В конце вагона сидел высокий лысый старик и громко рассказывал историю Лавансера. Этот старик был довольно известный травник и о Лавансере заговорил неслучайно. Он громко поведал всем, кто был в трамвае, что порошками Лавансера пользуются до сих пор, настолько он был гениальным доктором. Но вот однажды утром к нему пришли, как и было условно, страждущие, а он сказал им, что уже ничем не может помочь, потому что теперь он уже не врач, а воин.
Тут старик так же громко пояснил, что конечно, он был никакой не воин, а пират и разбойник. Но суть в том, что перемена с ним случилась в одну ночь. Он заснул доктором, а проснулся пиратом. Надел высокие сапоги, перепоясался широким поясом и пропал для науки.

3.
Каким образом старик стал травником?

Как становятся травниками.

Раньше, в молодости этот старик занимался боксом. И вот однажды, когда он возвращался с соревнований, ночью в поезде ему приснилось, что в голове у него сметана. Тогда он понял, что с боксом нужно завязывать.
Но чем тогда жить и чем себя занять? Он не знал.
Но вот некоторое время спустя, он купил билет в кинотеатр и пошёл смотреть фильм.
Вначале шёл журнал, документальный фильм о монахах Тибета. Как он собирают травы, как потом с ними что-то делают.
Посмотрев журнал, этот человек не остался на фильм. Он пошёл в кассу и купил билет на следующий сеанс и снова посмотрел журнал. А потом снова и снова. Он посмотрел его столько раз сколько это было возможно. Таким образом, он встретил свою судьбу. Вернее, ОНА нашла его.
Он осел в Одессе, устроился сторожем, уж я сейчас не помню, при каком объекте. Но факт тот, что сторожка его была малюсенькой хибарой, а вокруг была заповедная природа со многими деревьями, где он и собирал свои травы.
Он рассказывал, какая травка дает сон, какая делает стенки сосудов мягкими и эластичными. И про волшебное свойство аира. Что он лечит импотенцию, а если подмешать его к анаше или марихуане, то сколько не кури, а ломок не будет.
Он то и дал нам аирчику для Володьки. Потому что аир помогал немного и от рака, давая силы бороться.
А в девяностых неподалеку старика травника бывшего боксёра обосновались кришнаиты, и он немого общался с ними.